СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
DOI:
https://doi.org/10.29038/2227-1376-2018-31-10-21Ключові слова:
ранний возраст, дети раннего возраста, нарушения психофизического развития, систематизация нарушений развития, первичные и вторичные нарушения.Анотація
Закономерности нарушений психофизического развития ребенка в раннем возрасте, по сравнению с более поздним, исследованы в специальной психологии крайне мало. Имеющиеся классификации видов нарушений (расстройства) развития не созданы для раннего возраста, что затрудняет как научные исследования, так и практическую работу психологов в системе раннего вмешательства. Ранний возраст – период от одного года до трех лет – традиционно рассматривается как сензитивный период для развития ребенка, отличающийся высоким темпом психофизического развития; ребенок в этом возрасте легко подвергается вредоносному воздействию биологических и психологических факторов. Однако целостная картина закономерностей нарушений развития ребенка в раннем возрасте отсутствует.
В статье даются классификации нарушений развития, созданные в детской неврологии и психиатрии, специальной психологии и коррекционной педагогике. Показывается их ограниченность применительно к характеристике нарушений развития у детей раннего возраста: не включены важные виды нарушений, поэтому они не могут применятся относительно к маленьким детям. Имеется лишь одна классификация DC 0-3, в которой представлены виды нарушений развития у детей от рождения до трех лет, однако в ней рассматриваются эмоционально-поведенческие расстройства у детей и не включены, в частности, нарушения речи и когнитивного развития, расстройства двигательных функций.
Предлагается модель нарушений психофизического развития детей раннего возраста, в которой систематизированы имеющиеся научные данные и которая опирается на концепцию первичного и вторичного дефектов в структуре нарушений психофизического развития. В качестве критерия классификации видов нарушений развития выбрана ведущая сфера, которая нарушается, в первую очередь, в структуре психофизического развития ребенка.
Посилання
2. Valitova, I. E. (2018). Zakonomernosti narushenii psihicheskogo razvitija rebenka v rannem vozraste: k voprosu o soderjanii diadnogo vozrasta [The regularities of child psychophysical developmental disorders at an early age: to the question of the content of dyadic age]. Vestnik Brestskogo universiteta – Bulletin of the University of Brest. №1. In press. [in Russian].
3. Vygotsky, L. S. (1983). Sobranie sochinenii v 6-ti t. T.5 : Osnovy defektologii [The backgrounds of defectology]. Moskva : Pedagogika, 368 p. [in Russian].
4. Dobrjakov, I. V. (2011). Perinatalnaja psihologija [Perinatal psychology]. SPb : Piter, 272 p. [in Russian].
5. Kiseleva, M. G. (2017). Psihologicheskaja reabilitacija detei mladencheskogo I rannego vozrasta s vrojdennymi porokami serdca v period hirurgicheskogo lechenija [Psychological rehabilitation of infants and young children with congenital heart defects during surgical treatment]. Diss. … dokt.psihol.nauk : 19.00.04 – medicinskaja psihologija. Moskva, 534 p. [in Russian].
6. Lebedinsky, V. (2011). Narusheniya psihicheskogo razvitiya v detskom vozraste [The disorders of psychic development in childhood]. Moscow: Academia, 144 p. [in Russian].
7. Marcenkovskii I. A. (2016). Dubovik K. V. Detskaya psihiatria: vzglyad skvoz prizmu DSM-5 [Child psychiatry: a view through а prism of DSM-5]. NeuroNews – NeuroNews. P. 9–23 [in Russian].
8. Vsemirnaja organizacija zdravoohranenija (2003). Mnogoosevaya klassifikacija rasstroistv v detskom I podrostkovom vozraste. Klassifikacija psihicheskih I povedencheskih rasstroistv u detei i podrostkov v sootvetstvii s MKB-10 [Multi-axis classification of mental disorders in childhood and adolescence. Classification of mental and behavioral disorders in children and adolescents according to ICD-10]. M. : Smysl; SPb. : Rech’, 407 р. [in Russian].
9. Gipoksicheski-ishemicheskya encephalopathia novorojdenych [Hypoxic-ischemic encephalopathy of newborns]. (2000). SPb : Piter, 224 p. [in Russian].
10. Petruchin A. S. (2012). Detskaya nevrologia [Child neurology]: uchebnik: v 2 tomah. Mskva : GEOTAR-Media, Tom 2. 560 p. [in Russian].
11. Scoblo G.V. (2002). O mejdunarodnoi dianosticheskoi klassifikacii narushenii psihicheskogo zdorov’ya v pervyie gody jizni [About international classification of mental health in the first years of life]. Voprosy psihicheskogo zdorov’ja detei I podrostkov – Mental health issues for children and adolescents. № 2. P. 96–99. [in Russian].
12. Scoblo G. V., Belyanchikova M. A. (2003). O mejdunarodnoi dianosticheskoi klassifikacii narushenii psihicheskogo zdorov’ya v pervyie gody jizni [About international classification of mental health in the first years of life]. Voprosy psihicheskogo zdorov’ja detei I podrostkov – Mental health issues for children and adolescents. № 1. P. 95–97. [in Russian].
13. Spetsialnaya psihologia [Special psychology]. (2017). Moskva : Akademia, 428 p. [in Russian].
14. Spetsialnaya psihologia [Special psychology]. (2012). Minsk: Vysheichaja shkola, 511 p. [in Russian].
15. Enciklopedija detskogo nevrologa [The encyclopedia of child neurologist] (1993). Pod red. G. G. Shanko. Minsk: Bel. enciklopedija, 552 p. [in Russian].
16. American Psychiatric Association (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th ed.). Washington, DC 947 p.
17. Guralnick, M. J. (2011). Why Early Intervention Works A Systems Perspective. Infants & Young Children. 24(1). Р. 6–28.