ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ КАК ИСТОЧНИК ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
DOI:
https://doi.org/10.29038/2227-1376-2019-33-24-48Ключові слова:
дети раннего возраста, дети c особыми потребностями, социальные сети, Интернет-форумы, обыденное сознание, родители детей с особыми потребностямиАнотація
Анализируются особенности общения родителей, имеющих детей раннего возраста и детей с особыми потребностями, в социальных сетях и на Интернет-форумах. Установлено, что обыденные представления родителей о проблемах развития маленьких детей и детей с особыми потребностями сочетают в себе черты научности и обоснованности с чертами пристрастности и мифологичности, что соответствует характеристике обыденного сознания.
В статье описываются результаты двух исследований, проведенных с помощью контент-анализа. Наводятся данные результатов контент-анализа представлений родителей нормально развивающихся детей раннего возраста о проблемах в их развитии и поведении. Установлено, что самыми обсуждаемыми являются проблемы со сном, поведением и организацией питания детей раннего возраста. В сети Интернет родители уделяют внимание описанию проблем и способов их решения, но редко пытаются анализировать причины их возникновения. Родители чаще видят истоки проблемного поведения в ребенке и его особенностях, чем в собственных действиях.
Представляются также результаты контент-анализа общения матерей, имеющих детей с особыми потребностями. Матери обращаются к Интернет-ресурсам для получения информации о развитии своего ребенка, возможностях его лечения, о методах, учреждениях и специалистах, оказывающих эффективную помощь и поддержку. Социальные сети выполняют функцию поддержки, создавая для матерей личностные ресурсы для обеспечения лечения и воспитания ребенка с особыми потребностями.
Анализ общения родителей в сети Интернет является важным источником для понимания содержания их обыденных представлений о ребенке, о его лечении и воспитании. Анализ форумных дискуссий и общения в социальных сетях может быть использован профессионалами для повышения качества взаимодействия с родителями как пациентами врача и клиентами психолога.
Посилання
2. Grimov, O. A.; Korjavko, G. E. (2012). Priroda I specifika konstruktivnoi aktivnosti subjekta v socialnyh setjah [The nature and specific of subject’ constractive activity in social networks]. Izvestija Jugo-Zapadnogo universiteta – The Papers of South-West University], 3 (42), P. 2, 209–214 [In Russian].
3. Mineeva, O., Poznanskaja A., Liders, A. G. (2009) Implizitnyje teorii semji v psihologii [Implicit theories of family in psychology]: Mezhdunanarodnaja nauchnaya konferenciia «Psihologicheskije problem sovremennoi semji» [Proceedings from International Scientific Conference : Psychological problems of modern Family], (P. 398–406). Moskva [In Russian].
4. Sivololov, D. L. (2007). Internet-sait kak predmet sociologicheskogo issledovanija: metod analiza interktivnyh dokumentov [Internet-site as a subject of sociological investigation: the method of interactive documents analysis]. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta – The Papers of Cheliabinsk State University, 16, 139–143 [In Russian]
5. Ulybina, E. V. (2001). Psihologija obydennogo soznanija [Psychology of everyday consciousness]. Moskva : «Smysl». 319 p. [In Russian].
6. Frolova Ju. G. (2015). Populiarnaja nauka i on-lain kommunikacija po voprosam zdorovja: rezultaty content-analiza tematicheskih forumov [Popular science and on-line communication on health issues: the results of content-analysis of thematic forums]: Proceedings from International Scientific Conference : Mezhdunanarodnaja nauchno-praktycheskaya konferenciia [Psyhosocialnaja adaptacija v transformirujushchemsja obshchestve: socializacija subjekta na raznych stadijah ontogeneza] – The International Scientific Conference «Psychosocial adaptation in transforming society: the subjects socialization at different ontogenetic stages» (pp. 473–477). Minsk [In Russian].
7. Cierpka, M. (2015). Regulations-störungen. Beratung und Psychotherapie für Eltern mit kleinen Kindern [Regulation disorders. Councelling and Psychotherapy for Parents of small Children]. Berlin, Heidelberg: Springer Verlag. 197 S. [In German].
8. Chatoor, Irene et al. (1997). A Feeding Scale for Research and Clinical Practice to Assess Mother-Infant Interactions in the First Three Years of Life. Infant Mental Health Journal, 18(1), 76–91.