ТЕНДЕНЦІЇ ВЗАЄМОЗВ’ЯЗКУ ЕМОЦІЙНОЇ СТАБІЛЬНОСТІ ТА СОЦІАЛЬНОЇ АДАПТОВАНОСТІ ХУДОЖНЬО ОБДАРОВАНОЇ ОСОБИСТОСТІ
Abstract
У статті проаналізовано емпіричні закономірності прояву зв’язку емоційної стабільності та соціальної адаптованості художньо обдарованої особистості, репрезентовано результат емпіричного вивчення впливу емоційної стабільності на соціальну адаптованість, подано статистичні характеристики респондентів, викладено найбільш значимі фактори впливу емоційно стабільної та емоційно нестабільної художньо обдарованої особистості. Представлено наявні відмінності у структурі психологічних особливостей емоційно стабільного й емоційно нестабільного індивіда, описано тенденції взаємозв’язку емоційної стабільності та соціальної адаптованості, висвітлено кореляційний зв’язок творчої обдарованості з індивідуально-психологічними, емоційними та адаптаційними чинниками. Визначено прямопропорційну залежність рівня адаптації зі ступенем емоційності: чим вища емоційна стабільність, відповідно тим вищий показник соціальної адаптації. Засвідчено наявність спільних недиференційованих факторів емоційної стабільності й соціальної адаптованості художньо обдарованої особистості. Вказано на закономірність зв’язку ключових чинників щодо налагодження соціальних контактів. Наголошено на важливості формування нервово- психічної стійкості, яка дає змогу підтримувати стан нервово-психічної рівноваги і від рівня якої залежить адаптація. Акцентовано увагу на статистично значимих кореляційних зв’язках між креативними характеристиками та дискримінативними індивідуально-психологічними властивостями, перемінними емоційної сфери й поведінково-адаптивною активністю художньо обдарованої особистості. Знайдено найсильніші прямі кореляційні зв’язки та статистично значимі обернені співвідношення між креативними характеристиками й індивідуально- психологічними властивостями особистості. Засвідчено фактори, які мають безпосередній вплив негативної кореляції на рівень адаптованості художньо обдарованої людини. Виявлено, що тільки емоційно стабільна художньо обдарована особистість може бути соціально адаптованою, оскільки має індивідуальні, сформовані вибіркові емоційні чинники, які є важливими елементами її психологічної складової частини. Узагальнено, що позитивний результат соціальних адаптаційних процесів художньо обдарованих людей залежить від наявності в них факторів емоційної стабільності.
Ключові слова: творча особистість, емоційна стабільність, соціальна адаптація, адаптаційні процеси, креативні характеристики.
Prokopovych Т. А. Tendencies of Interconnection Between Emotional Stability and Social Adaptability of an Artistically Gifted Person. This article examines the empirical patterns of manifestation of connection of emotional stability and social adaptability of an artistically gifted person, the results of empirical study of the influence of emotional stability on the social adaptation are represented, the statistical characteristics of the respondents are presented, the most important factors influencing emotionally stable and emotionally unstable artistically gifted person are given. Existing differences in the structure of psychological characteristics of emotionally stable and emotionally unstable individual are submitted, tendencies of the interconnection of emotional stability and social adaptability are described, the correlational connection between artistical talant and individual psychological, emotional, and adaptive factors is highlighted. Directly proportional dependence of the degree of adaptation to the degree of emotions is determined: the higher emotional stability, the higher degree of social adaptation. The presence of undifferentiated factors of emotional stability and social adaptability of artistically gifted person is testified. The pattern of connection of the key factors in establishing social contacts is indicated. It is emphasized that the importance of the formation of neuro- psychological stability that allows to maintain a state of nervous and mental balance depends on the level of adaptation. Attention is focused on a statistically significant correlation between creative characteristics and discriminative individual psycho- logical characteristics, variables of emotional sphere and behavior-adaptive activity of an artistically gifted person. The strongest direct correlational connections and statistically significant reverse correlations between creative characteristics and individual-psychological characteristics of personality are found. Factors that have a direct impact of negative correlation on the level of adaptability of artistically gifted person are revealed. It was defined that only emotionally stable artistically gifted person can be socially adapted as it has an individual, emotional factors which are important elements of a psychological component. It was generelised up that positive results of social adaptation processes of artistically gifted people depends on the presence of factors of emotional stability.
Keywords: creative personality, emotional stability, social adaptation, adaptive processes, creative characteristics.
Прокопович Т. А. Тенденции взаимосвязи эмоциональной стабильности и социальной адаптированности художественно одаренной личности. В статье проанализированы эмпирические закономерности проявления связи эмоциональной стабильности и социальной адаптированности художественно одаренной личности, представлены результаты эмпирического изучения влияния эмоциональной стабильности на социальную адаптированность, подано статистические характеристики респондентов, изложены наиболее значимые факторы влияния эмоционально стабильной и эмоционально нестабильной художественно одаренной личности. Представлены имеющиеся различия в структуре психологических особенностей эмоционально стабильного и эмоционально нестабильного индивида, описано тенденции взаимосвязи эмоциональной стабильности и социальной адаптированности, освещены корреляционная связь творческой одаренности с индивидуально-психологическими, эмоциональными и адаптационными факторами. Определена прямопропорциональная зависимость уровня адаптации со степенью эмоциональности: чем выше эмоциональ- ная стабильность, соответственно тем выше показатель социальной адаптации. Засвидетельствовано наличие общих недифференцированных факторов эмоциональной стабильности и социальной адаптированности художественно одаренной личности. Указано на закономерность связи ключевых факторов налаживания социальных контактов. Подчеркнута важность формирования нервно- психической устойчивости, которая позволяет поддерживать состояние нервно- психического равновесия и от уровня которого зависит адаптация. Акцентировано внимание на статистически значимых корреляционных связях между креативными характеристиками и дискриминативными индивидуально-психологическими свойствами, переменными эмоциональной сферы и поведенчески- адаптивной активностью художественно одаренной личности. Установлены прямые корреляционные связи и статистически значимые обратные соотношения между креативными характеристиками и индивидуально-психологическими свойствами личности. Выделены факторы, которые имеют непосредственное влияние отрицательной корреляции на уровень адаптированности художественно одаренного человека. Выявлено, что только эмоционально стабильная художественно одаренная личность может быть социально адаптированной, поскольку имеет индивидуальные, сформированые избирательные эмоциональные факторы, которые являются важными элементами ее психологической составляющей. Сделан вывод, что положительный результат социальных адаптационных процессов художественно одаренных людей зависит от наличия у них факторов эмоциональной стабильности.
Ключевые слова: творческая личность, эмоциональная стабильность, социальная адаптация, адаптационные процессы , креативные характеристики.
References
Abulkhanova-Slavskaya K. А. Razvitiye lichnosti v processe jego zhyznedeyatel- nosti [Personal development pattern during its life] / К. A. Abulkhanova-Slavskaya // Psykhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. – M. : Nauka, 1981 – 363 p.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции /
Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 2001. – 480 с.
Vygotsky L. S. Psykhologiya iskusstva. Analiz esteticheskoj reakcii [Psychology of Art. Analysis of aesthetic response ] / L. S. Vygotsky. – M. : Labirint, 2001 – 480 p.
3. Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения : науч. изд. / А. Л. Галин. – Новосибирск : НГУ, 2001. – С. 232 : ил.
Galin A. L. Psykhologicheskie osobennosti tvorcheskogo povedeniya : nauchnoye izdaniye [Psychological characteristics of creative behavior] / A. L. Galin. – Nоvosibirsk : NGU, 2001. – P. 232 : il.
4. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гу- двин. – СПб. : Питер, 2004. – 558 с.
Gudvin J. Issledovaniye v psykhologiji: metody i planirovaniye [Research in psychology: methods and planning] / J. Gudvin. – SPb. : Piter, 2004. – 558 p.
5. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. – СПб. :
Питер, 2001. – 320 с.
Drugynin V. N. Eksperymentalnaya psykhologiya [Experimental psychology] /
V. N. Drugynin. – SPb. : Piter, 2001. – 320 p.
6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001. – С. 752 : ил. Ilin E. P. Emocii i chuvstva [Emotions and feelings] / E. P. Ilin. – SPb. : Piter, 2001. – P. 752. : il.
7. Николаенко Н. Н. Психология творчества : учеб. пособие / Н. Н. Николаенко ;
под ред. Л. М. Шипициной. – СПб. : Речь, 2005. – С. 277 : ил.
Nikolayenko N. P. Psykhologiya tvorchestva : ucheb. posobiye / N. Р. Nikolayenko ; pod red. L. Shypicynoj [The psychology of creativity]. – SPb. : Rech, 2005. – P. 277 : il.
8. Корнилова Т. В. Экспериментальная психология: теория и методы / Т. В. Кор- нилова. – М. : Аспект Пресс, 2003. – 381 с.
Kornilova T. V. Eksperymentalnaya psykhologiya: teoriya i metody [Experimental psychology: Theory and Methods] / T. V. Kornilova. – M. : Aspekt Press, 2003. – 381 p.