СОЦІАЛЬНО-ПСИХОЛОГІЧНІ ЗАСОБИ ПІДВИЩЕННЯ САМОЕФЕКТИВНОСТІ НОСІЇВ БІДНОСТІ ЯК СТИЛЮ ЖИТТЯ
Abstract
У статті наведено результати дослідження соціально-психологічних засобів підвищення самоефективності носіїв бідності як стилю життя. Узагальнено описані А. Бандурою особливості самоефективності як переконання особи щодо її здатності керувати подіями, які впливають на її життя, віри в себе та власну компетентність. Таке узагальнення дало підстави виділити сім соціально-психологічних чинників підвищення самоефективності особи як засобу подолання її життєвої безпорадності. За результатами опитування студентів-психологів, експертної оцінки науковців у галузі соціальної психології, тренінгів зі студентами-психологами визначено цілі підвищення самоефективності, його організаційні форми і методи, прийоми впливу та способи взаємодії з оточенням. До цілей належать: усвідомлення власних позитивних і негативних рис; усвідомлення особливостей взаємодії з оточенням та спільної діяльності з ним; усвідомлення особистісних причин власних невдач; підвищення самооцінки; зміна ставлень і постав; подолання страхів і невпевненості; посилення довіри до оточення; актуалізація своєї креативності і талантів; посилення відповідальності. Серед форм і методів роботи визначено: групову роботу (психотерапія і тренінг); профорієнтацію; лекції, презентації, відеопродукцію, ознайомлення з літературою; відвідування закладів для престарілих, інвалідів, сиріт; волонтерську діяльність; громадську роботу; залучення оточення; звернення до соціальних служб, центрів зайнятості; лонґітюдний психологічний супровід; залучення до соціальних структур. До прийомів впливу та способів взаємодії зараховано: спілкування з особами, які мають подібні проблеми; позитивні приклади успішних людей; обмін життєвим досвідом та обговорення життєвих сценаріїв; моделювання спільної діяльності; спільне планування майбутнього, вироблення плану дій, формулювання життєвих цілей; надання емоційної підтримки, визнання, похвали; обговорення переваг здорового способу життя; показ привабливості свободи та відповідальності.
Ключові слова: бідність як стиль життя, самоефективність, взаємодія з оточенням, спільна діяльність, групова робота
Vasiutynskyi V. O. Social and Psychological Means of Increasing the Self- efficacy of the People in Poverty as a Lifestyle. The article deals with the social and psychological means of increasing self-efficacy of the people in poverty as a lifestyle. Generalization of the features of self-efficacy by A. Bandura allowed determining seven socio-psychological factors of this process. The students and the scientists of psychology took a part in the research. The aims of increasing self-efficacy, its organizational forms and methods, the ways of influence and collaboration with circumferential were fixed. The aims include: awareness of own positive and negative qualities; awareness of features of collaboration and joint activity with the surrounding persons; awareness of the personality reasons of the failures; increasing self-appraisal; changing the attitudes; overcoming the fears and uncertainty; strengthening trust to the people; actualization of creativity; strengthening respon- sibility. The forms and the methods of work are: psychotherapy and trainings; voca- tional orientation; the lectures, the presentations, the video-products, acquaintance with literature; visiting the establishments for aged, the invalids, and the orphans; volunteer activity; social activity; involving circumferential; asking the social services and the employment centres; longitude psychological accompaniment; engaging in the social structures. The ways of influence and collaboration are attributed with: communication with the people having the similar problems; the positive examples of the successful people and the people who overcame their confusions; exchanging life experience and discussion of life scenarios; modelling joint activity; joint planning the future, the actions, and the life aims; providing emotional support, recognition, and a praise; discussion of the advantages of a healthy way of life; showing an attractiveness of freedom and responsibility.
Keywords: poverty as a lifestyle, self-efficacy, collaboration with the surroun- ding persons, joint activity, group work.
Васютинский В. А. Социально-психологические средства повышения самоэффективности носителей бедности как стиля жизни. В статье представлены результаты исследования социально-психологических средств повышения самоэффективности носителей бедности как стиля жизни. Обобщены описанные А. Бандурой особенности самоэффективности как убеждения личности в её способности управлять событиями, влияющими на её жизнь, веры в себя и собственную компетентность. Подобное обобщение дало основания выделить семь социально-психологических факторов повышения самоэффективности личности как средства преодоления её жизненной беспомощности. По результатам опроса студентов-психологов, экспертной оценки учёных в области социальной психологии, тренингов со студентами-психологами определены цели повышения самоэффективности, его организационные формы и методы, приёмы воздействия и способы взаимодействия с окружающими. К целям относятся: осознание собственных положительных и отрицательных качеств; осознание особенностей взаимодействия с окружающими и совместной деятельности с ними; осознание личностных причин собственных неудач; повышение самооценки; изменение отношений и установок; преодоление страхов и неуверенности; усиление доверия к окружающим; актуализация своей креативности и талантов; усиление ответственности. Среди форм и методов работы определены: групповая работа (психотерапия и тренинг); профориентация; лекции, презентации, видеопродукция, ознакомление с литературой; посещение заведений для престарелых, инвалидов, сирот; волонтерская деятельность; общественная работа; привлечение окружающих; обращение в социальные службы, центры занятости; лонгитюдное психологическое сопровождение; вовлечение в социальные структуры. К приёмам воздействия и способам взаимодействия отнесены: общение с лицами, имеющими подобные проблемы; положительные примеры успешных людей; обмен жизненным опытом и обсуждение жизненных сценариев; моделирование совместной деятельности; совместное планирование будущего, разработка плана действий, формулировка жизненных целей; оказание эмоциональной поддержки, признания, похвалы; обсуждение преимуществ здорового образа жизни; показ привлекательности свободы и ответственности.
Ключевые слова: бедность как стиль жизни, самоэффективность, взаимодействие с окружающими, совместная деятельность, групповая работа.
References
Bandura A. Teoriya sotsialnogo naucheniya [Social Learning Theory] / A. Ban- dura. – Saint-Petersburg : Evraziya, 2000. – 320 p.
2. Васютинський В. О. Особливості комунікативних орієнтацій осіб, які психо- логічно тяжіють до бідності / В. О. Васютинський // Права дітей із спектром аутистичних порушень: освітні, соціальні та медичні послуги : матеріали наук.-практ. конф. – Львів : Тріада плюс, 2013. – С. 24–29.
Vasiutynskyi V. O. Osoblyvosti komunikatyvnykh oriientatsii osib, iaki psykholo- hichno tiazhiiut’ do bidnosti [The peculiarities of the communicative orientations of the people, who psychologically incline towards poverty] / V. O. Vasiutynskyi // Prava ditei iz spektrom autystychnykh porushen’: osvitni, sotsialni ta medychni posluhy» [The Rights of the Children With a Spectrum of the Autistic Disorders: the Educational, Social and Medical Services] : materialy nauk.-prakt. konf. – Lviv : Triada plius, 2013. – P. 24–29.
3. Козырева П. М. Социальная адаптация населения России в постсоветский период / П. М. Козырева // Социологические исследования. – 2011. – № 6. – С. 24–36.
Kozyreva P. M. Sotsialnaya adaptatsiya naseleniya Rossii v postsovetskiy period [Social adaptation of Russia population in the post-soviet period] / P. M. Kozyreva // Sotsiologicheskie issledovaniya. – 2011. – № 6. – P. 24–36.
4. Мезенева М. В. Социальные ресурсы молодых семей в преодолении бед- ности (на материалах Вологодской области) : автореф. дис. … канд. социол. наук / М. В. Мезенева. – СПб., 2012. – 30 с.
Mezeneva M. V. Sotsialnye resursy molodykh semey v preodolenii bednosti (na materialakh Vologodckoy oblasti) [The Social Resources of the Young Families in Overcoming Poverty (According to the Materials of Vologda Region)] / M. V. Me- zeneva : avtoref. dis. … kand. sotsiol. nauk. – Saint-Petersburg, 2012. – 30 p.
5. Муздыбаев К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации / К. Муз- дыбаев // Социологический журнал. – 2001. – № 1. – С. 5–32.
Muzdybaev K. Perezhivanie bednosti kak sotsialnoy neudachi: atributsiya otvet- stvennosti, strategii sovladaniya i indikatory deprivatsii [Experiencing poverty as a social failure: attribution of responsibility, the coping strategies, and the indicators of deprivation] / K. Muzdybaev // Sotsiologicheskiy Zhurnal. – 2001. – № 1. – P. 5–32.
6. Пляскина Г. Е. Социальная адаптация малообеспеченных семей в новых социально-экономических условиях (на материалах Республики Бурятия) : автореф. дис. … канд. социол. наук / Г. Е. Пляскина. – Улан-Удэ, 2007. – 23 с. Plyaskina G. E. Sotsialnaya adaptatsiya maloobespechennykh semey v novykh sotsialno-ekonomicheckikh usloviyakh (na materialakh Respubliki Buryatiya) [So- cial Adaptation of the Indigent Families in the New Socio-economic Conditions] /
G. E. Plyaskina : avtoref. dis. … kand. sotsiol. nauk. – Ulan-Ude, 2007. – 23 p.
7. Тихонова Н. Е. Бедные: образ жизни и стратегии выживания / Н. Е. Тихонова // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная полити- ка / под общ. ред. акад. Т. И. Заславской. – М. : [б. и.], 1998. – С. 199–209. Tikhonova N. E. Bednye: obraz zhizni i strategii vyzhivaniya [The poor people: a way of life and the survival strategies] / N. E. Tikhonova // Kuda idet Rossiya? Transformatsiya sotsialnoy sfery i sotsialnaya politika [Where Does Russia Go? Transforming Social Sphere and Social Politics] / pod obshch. red. akad. T. I. Za- slavskoy. – Moscow, 1998. – P. 199–209.
8. Bandura A. Social Cognitive Theory: An Agentic Perspective / A. Bandura // An- nual Review of Psychology. – 2001. – Vol. 52. – P. 1–26.
9. Lewis O. Five Families. Mexican Case Studies in the Culture of Poverty / O. Lewis. – NY. : Basic Books, 1959. – 351 p.